Мы делали проект "Ветеран в нашей семье" про моего прадедушку и захотелось поделиться этой невероятной историей и тут. Она очень неоднозначна и заставляет задуматься. Не знаю, может на самоизоляции я стала излишне сентиментальной, но когда делала этот проект, то пару раз на глаза наворачивались слезы. Проект содержит сухую информацию о конкретных фактах, а я хочу рассказать эту историю так, как я ее слышала от его сына (моего любимого дедушки). Самого прадедушку я не застала, я родилась уже после того, как его не стало, а вот прабабушка, его жена даже провожала меня в Японию и прожила очень долгую и счастливую жизнь.
О войне, японцах и моем прадедушке
Мой прадедушка Степан
Прадед родился в 1906 году в Запорожской области, по национальности украинец. В ряды Красной армии он вступил в 1928 году.
Вот фото из его военного билета, там весь послужной список с 1928 по 1946 гг.
В годы Отечественной войны он служил заместителем командира полка в звании майора на Дальневосточном фронте, где как раз велись боевые действия с японцами.
Однажды, совершенно неожиданно на них с тыла напали японцы. В этот момент рядом находился мой прадед и с ним небольшой отряд, были там по каким-то делам. Они дали японцам отпор, убив 15 человек и не дали им пробраться в тыл. Прадед был очень сильно ранен разрывной пулей в правую руку. Его сразу же начали готовить к операции после этого боя.
Советские военные врачи сразу сказали ему, что будет ампутация и начали готовиться ампутировать раненую руку. Об этом каким-то образом узнали пленные японские военные врачи, которые находились там и попросили позволить им провести операцию, т.к. по их словам они смогут сохранить прадедушке руку. И им позволили сделать это. Они совершили невозможное в тех условиях. Они не просто сохранили руку (без двух пальцев), но и сохранили ее работоспособность. После операции прадедушка мог сам себя обслуживать в бытовом плане, застегивать пуговицы, что-то делать, рука двигалась. Единственное, она не поднималась наверх и он не мог отдавать честь и не мог что-то поднимать и доставать сверху. Но, как мне кажется, это такая мелочь по сравнению с тем, что у него сохранились обе руки и он не остался на всю жизнь инвалидом с одной рукой.
Ему дали Орден Отечественной войны 1 степени и орден Красной звезды.
Вот архивное подтверждение, за что был выдан орден Отечественной войны 1 степени.
А вот фотки этих орденов вживую.
А это фото его семьи: прабабушка, прадедушка и двое сыновей. Старший сын - это мой любимый дедушка, который пошел по стопам отца, закончив Московскую военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и до самой смерти преподавал курсантам - будущим летчикам.
Когда я звонила ему каждый год на 9 мая или приезжала, он всегда плакал. Сильный, смелый, очень мужественный дедушка всегда плакал. Он вспоминал Гагарина, с которым ему выпала честь быть знакомым, вспоминал своего отца, очень много воспоминаний было в этот день, и всегда он плакал. В моей памяти 9 мая - это день слез. И еще я очень скучаю по своему любимому дедушке.
--
Также хотелось бы сказать пару слов про японских врачей, для которых не было важно, что это командующий их противника. Они сами предложили и просто сделали свое дело, они спасли прадедушке руку, за что вся моя семья безмерно им благодарна. Склоняю голову.